BEL ENG DEU FRA



С 23 марта в Минске - выставка, посвящённая памятникам XVII века из собрания Музея русской иконы

 
  
19 ФЕВРАЛЯ 2019 (Вторник) 13:48:01
С 21 марта 2019 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начинает работать выставка "Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы".

Представленные на выставке памятники из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, неслучайно получившему наименование "эпохи перемен". Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в этот период происходит постепенное "обмирщение" искусства – возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии.

Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изографы и даже работают иноземцы. Именно здесь происходит трансформация изобразительного языка русской иконы – вводится так называемый "живоподобный" стиль, отличающийся стремлением к более реалистической трактовке личного письма, использованию светотеневой моделировки, передаче объёмной пластики формы. Эстетический критерий отныне является основным при оценке произведения религиозной живописи, а понятие "божественного" нередко подменяется понятием "прекрасного".

Важной вехой в истории XVII века стали реформы патриарха Никона (1652–1666), послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе. Ревностно выступая против живописных нововведений, старообрядцы хранили и почитали "дораскольные" иконы, оберегая "тонкость древнего письма", любые изменения в котором были для них сродни святотатству. Таким образом, в середине XVII столетия произошло "раздвоение" русского церковного искусства, причём один из путей – "живоподобный" стиль мастеров Оружейной палаты – официально поддерживался государем и патриархом и постепенно получил широкое распространение в провинции. Второй подвергался постоянным репрессиям и гонениям, что в следующем, XVIII веке, привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы.

Важную роль в эволюции русской культуры XVII с толетия сыграл невероятный экономический подъём, активизировавший церковное строительство и способствовавший процветанию торговли, возвышению купечества, превратившегося в серьёзного заказчика. На арену художественной жизни постепенно выходят новые центры прежде всего Поволжья – Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, выделяющиеся яркой самобытностью традиций; набирают силу и северные города – Великий Устюг, Холмогоры.

Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приёмов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине – конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощрённой графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Они не только отличаются наивным и незатейливым языком, фольклорностью живописи, явно близкой к народной художественной культуре, среди них обнаруживаются и примеры редких иконографических изводов и святых.

artmuseum.by/ sobor.by/

(просмотров 1604)





Новости разделов:

Анонс события

22 АПРЕЛЯ 2024
Фестиваль "Радость" пройдет в Минске с 16 по 26 мая
22 АПРЕЛЯ 2024
Музыкальные и хоровые коллективы приглашаются для участия в фестивалев честь праздника иконы Божией Матери "Жировичская"
19 АПРЕЛЯ 2024
Поступаем в духовные учебные заведения Беларуси
19 АПРЕЛЯ 2024
20 и 21 апреля в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" состоятся хоровые концерты "Песнопения Великого поста. Время покаяния"
11 АПРЕЛЯ 2024
16 апреля в Минске состоится концерт духовной музыки «Душа поет от музыки духовной…»
9 АПРЕЛЯ 2024
В Минской духовной семинарии пройдут Пасхальные богословские курсы
9 АПРЕЛЯ 2024
Стартовал конкурс рисунков «Пасхальная радость»
2 АПРЕЛЯ 2024
В Несвижском замке открылась выставка "Пасхальные сувениры"
14 МАРТА 2024
Республиканский семинар «История Православия родного края: опыт и методика изучения» состоится в приходе иконы «Всех скорбящих Радость» города Минска 15 марта
11 ФЕВРАЛЯ 2024
Беларусь встретила великую святыню – частицу Пояса Пресвятой Богородицы
7 ФЕВРАЛЯ 2024
Патронажные вести: 9 и 10 февраля в Минске состоится тренинг «Практика ухода за тяжелобольными и маломобильными людьми»
15 ЯНВАРЯ 2024
Внимание. Последний день голосования. Голосуем за детско-юношеский хор воскресной школы прихода «Всех скорбящих Радость»!!!
Новости
Архив новостей :

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


© www.sobor.by 2004-2016.