С 23 марта в Минске - выставка, посвящённая памятникам XVII века из собрания Музея русской иконы
19 ФЕВРАЛЯ 2019 (Вторник) 13:48:01 С 21 марта 2019 года в Национальном художественном музее Республики Беларусь начинает работать выставка "Два мира русской иконописи. Памятники XVII века из собрания Музея русской иконы".Представленные на выставке памятники из собрания Музея русской иконы относятся к XVII веку – одному из самых сложных и противоречивых периодов в русской культуре, неслучайно получившему наименование "эпохи перемен". Иконопись этого времени завершает многовековую историю развития древнерусского искусства и стоит в преддверии реалистической живописи Нового времени. Именно в этот период происходит постепенное "обмирщение" искусства – возрастает интерес иконописцев к личности человека и к окружающему миру. С середины столетия усиливается влияние европейской художественной культуры, что приводит к существенному расширению круга сюжетов и усложнению иконографии. Проводником новых идей выступает иконописная мастерская Оружейной палаты Московского Кремля, в которой концентрируются лучшие изографы и даже работают иноземцы. Именно здесь происходит трансформация изобразительного языка русской иконы – вводится так называемый "живоподобный" стиль, отличающийся стремлением к более реалистической трактовке личного письма, использованию светотеневой моделировки, передаче объёмной пластики формы. Эстетический критерий отныне является основным при оценке произведения религиозной живописи, а понятие "божественного" нередко подменяется понятием "прекрасного". Важной вехой в истории XVII века стали реформы патриарха Никона (1652–1666), послужившие причиной раскола в церковных кругах и в обществе. Ревностно выступая против живописных нововведений, старообрядцы хранили и почитали "дораскольные" иконы, оберегая "тонкость древнего письма", любые изменения в котором были для них сродни святотатству. Таким образом, в середине XVII столетия произошло "раздвоение" русского церковного искусства, причём один из путей – "живоподобный" стиль мастеров Оружейной палаты – официально поддерживался государем и патриархом и постепенно получил широкое распространение в провинции. Второй подвергался постоянным репрессиям и гонениям, что в следующем, XVIII веке, привело к полному непониманию и отрицанию художественного языка древней русской иконы. Важную роль в эволюции русской культуры XVII с толетия сыграл невероятный экономический подъём, активизировавший церковное строительство и способствовавший процветанию торговли, возвышению купечества, превратившегося в серьёзного заказчика. На арену художественной жизни постепенно выходят новые центры прежде всего Поволжья – Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, выделяющиеся яркой самобытностью традиций; набирают силу и северные города – Великий Устюг, Холмогоры. Разнообразие русской живописи этого времени можно проследить по широкому кругу памятников, принадлежащих Музею русской иконы. Творчество столичных изографов демонстрирует целый ряд произведений, исполненных как в начале царствования династии Романовых и отличающихся традиционностью приёмов, так и созданных в совершенно новом духе Оружейной палаты во второй половине – конце XVII века. Значительное число памятников музея относится к искусству ведущих иконописных центров Поволжья. Особого внимания заслуживают работы ярославских мастеров, выделяющиеся изысканностью орнаментов, изощрённой графикой и декоративностью письма. Разные художественные направления охватывают широкий круг икон, связанных с искусством Твери, Ростова, Пскова, Рязани, в XVII веке не утративших значения законодателей иконографических и стилистических новшеств. Большой интерес представляют произведения, написанные в различных иконописных центрах обширных земель Русского Севера: Вологды, Архангельска, Каргополя, Поважья. Они не только отличаются наивным и незатейливым языком, фольклорностью живописи, явно близкой к народной художественной культуре, среди них обнаруживаются и примеры редких иконографических изводов и святых. artmuseum.by/ sobor.by/ (просмотров 1604) |
Новости разделов: