На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
ЛИТУРГИКА

Раб Божий имярек…

Свящ. Алексий Хотеев

Во время церковного богослужения нередко можно услышать как христиане именуются «рабами Божиими». При всей традиционности этого наименования нельзя не признать, что оно несколько коробит слух современного человека, воспитанного на идеалах свободы, равенства и проч. Раб есть беспрекословный слуга своего господина, распоряжающегося его жизнью и смертью. Раб Божий есть слуга Небесного Владыки.

Рабство между людьми в древнем мире было в значительной степени обусловлено религиозными представлениями. Боги господствовали над человеком и их настроение было переменчиво как природная стихия. Сами правители стран и народов принимали божеские почести. Рабство покоилось на законе подчинения сильного слабому. Сила была наивысшей добродетелью и власть над другими - ее лучшим выражением.

Христианство в полноте раскрыло те нравственные принципы добра и справедливости, которые языческий мир знал лишь интуитивно. Древний принцип силы «кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петр.2,19) был раскрыт как потеря внутренней свободы: «всякий делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8,34). В Новом Завете Бог представляется уже не как Господин, Которого знал Ветхий Завет, но как Отец. Христос учит начинать молитву Богу словами «Отец наш», а в прощальной беседе с учениками говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам. Я уже не называю вас рабами…» (Ин. 15, 14-15).

Однако прежний образ человека как раба Всесильного Бога не прекратил своего существования в Христианской Церкви. Апостолы в своих посланиях, проповедуя о богосыновстве, именуют себя «рабами Божиими», «рабами Иисуса Христа». Однако в этих именованиях звучит особый мотив: самоуничижение. Сам Христос заповедал: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего нестоющие, потому что сделали то, что должны были сделать» (Лк.17,10). Образ этого самоуничижения видится в Самом Сыне Божием, Который пришел на землю «зрак раба приим» (Флп.2,7).

Таким образом церковная традиция учит человека смирению. «Рабство, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - не есть признак естества, но отношения». Во Христе Богу усыновлены все люди, но не все отдают Ему свою любовь как дети. В известной евангельской притче, кающийся грешник представляется в образе блудного сына, утерявшего право на свое сыновство и готового стать слугой отца своего. Принятие этой идеи утерянного богосыновства совершается однако гораздо легче, чем добровольное самоуничижение - рабство Богу - ради ее достижения.

«Раб называется именем того господина, которого есть раб: так христианин называется христианином, понеже есть раб Христов. Раб того ради называется рабом некоего господина, яко работает ему, волю его творит и угождает ему: так и христианин того ради называется рабом Христовым, яко работает Ему, волю Его творит и угождает Ему. Господин не признает за верного раба своего того раба, который воли его не творит: так и Христос не признает за верного Своего раба, который заповедей Его не исполняет. Что мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? (Лк. 6,46)» Свт. Тихон Задонский «Сокровище духовное».

Помни день субботний, чтобы святить его

Известная заповедь Закона Божия учит почитать седьмой недели - субботу. «Суббота» происходит от евр. «шават» - закончить работу, отдыхать. Согласно библейскому рассказу о сотворении мира, после шести дней творения Бог «почил» в седьмой день и освятил его. Человек так же должен был вершить в течение шести дней свои земные дела, чтобы седьмой посвятить Богу. Библейское понимание субботнего покоя отличалось от понимания его значения у других народов древности, употреблявших семидневный недельный цикл. Например, вавилоняне также знали седьмой день покоя - субботу, но по их суеверным представлениям этот день недели, посвященный Сатурну, был неблагоприятным для каких-либо предприятий и поэтому назначался покой.

«Посвятить» седьмой день Богу означало в ветхозаветной религии выделить его для прославления Творца. Чтобы мысли не блуждали по житейским заботам в этот день предписывалось прекращать всякое дело, не варить и не жарить пищу, сеять и жать, зажигать огонь и собирать дрова, носить тяжести, торговать и перевозить товары. Работа воспрещалась в израильском обществе не только евреям, но и рабам, и иноземцам, и скоту. Особый мотив почитания субботы указан во Второзаконии: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда… потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5,15). Таким образом суббота становилась напоминанием об особом избрании и попечении Бога над народом израильским.

«Суббота в Церкви Христианской, - говорится в «Православном катехизисе» свт. Филарета Московского, - не празднуется как совершенный (настоящий праздник). […] Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный». Такая традиция сохраняется во всем христианском мире, не смотря на попытки отдельных сектантских движений (например, адвентистов седьмого дня) распространить иудейскую практику почитания субботы. При всем признании непреходящего значения синайского законодательства, данного от Бога через Моисея, Церковь хранит не столько его форму, сколько смысл, посвящая на служение Богу все дни недели и особо празднуя Воскресение. «Сын Человеческий есть господин и субботы», «можно в субботы делать добро», «суббота для человека, а не человек для субботы» - Евангелие дает не мало примеров понимания четвертой заповеди, свободного от узости формализма. Апостольский собор в Иерусалиме (49 г.) отменил для обращающихся из язычников соблюдение обрядовых предписаний ветхозаветного закона, следовательно и внешние правила почитания субботнего дня. Лаодикийский собор (ок. 343 г.) своим 29 правилом уже прямо осуждает празднование субботы по иудейским обычаям.

Суббота приобрела в православном богослужении однако свое особое символическое значение. В одном псалме Давид восклицает: «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши… почему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс. 94, 7-11). В послании к Евреям эти слова понимаются пророчески: «покой Божий» есть Царство Небесное, проповеданное Христом. По этой причине «наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом» (Евр. 3,13). «Войти в покой», «успокоиться», «почить» значит перейти от земной жизни к небесной - «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4,10). Поэтому суббота в православном богослужении стала днем поминовения всех почивших праведников и днем молитвы за усопших. Ожидание будущей жизни есть ожидание радостное и поэтому суббота приобрела свои праздничные уставные особенности и известные послабления даже в периоды многодневных постов.

<< назад | далее >>

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым