На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

prosvet.txt / Публицистика
0 / 0
0 / 0


«Господи, я хочу быть как можно ближе к Тебе…»
Интервью со старшей сестрой видеостудии во имя св. Иоанна Воина Свято-Елисаветинского монастыря монахиней Иоанной (Орловой)

Расскажите о Вашем пути к Богу.

Мы жили с родителями на Севере. Храмов там не было. Господь касался моего сердца через маленькие упоминания о Себе в какой-то заметке, в каком-то эпизоде фильма. Для меня даже «Мастер и Маргарита» сыграл положительную роль, хотя это очень спорная вещь, больше негативная. Но то, что я там прочитала, было своего рода проповедью. И вот по таким маленьким крупицам я приходила к вере. Со временем у нас дома появились первый молитвослов и Евангелие. Я стала их читать. Потом мама мне купила книгу с житием Преподобного Сергия Радонежского. И это в то время, как наша семья была совершенно мирской! Я даже не знала, что такое Пасха. У меня появилось большое желание пойти в храм.

Когда мы вернулись в Минск, то вначале я пошла в костел, потому что меня крестили в католичестве. Тогда я не понимала разницы. Ходила я в костел года два. Потом каким-то чудом я пошла в православный храм. Думаю, что за меня уже молились, так как у меня появились верующие знакомые. Меня не привел в храм какой-то конкретный человек, просто душа сама тянулась. Я просила Бога: «Господи, я хочу быть как можно ближе к Тебе, совсем рядышком». Господь ответил.

Как Вы оказались в монастыре?

Когда я стала ходить в православный храм, то сразу попала к отцу Андрею. Один из первых вопросов, который задал мне батюшка, был: «Ты про монастырь не думала?». Тогда у нас был совершенно мистический разговор: монастыря еще не было, но в нашем диалоге чувствовалось действие Божие. Многие вещи были понятны без слов.

Расскажите, пожалуйста, как Вы стали заниматься кино?

Я никогда не думала, что моя жизнь как-то будет связана с кино. Училась я на врача-стоматолога. Заканчивала институт, уже будучи в монастыре. Основными послушаниями у меня были клирос, запись батюшкиных бесед и ведение архива этих бесед.

Еще я принимала участие в реставрации бесед старца Софрония (Сахарова). У нас тогда были затертые перезаписи его бесед, и очень хотелось их обновить. Мы начали поиски профессионала, который смог бы нам помочь грамотно сделать это. Потом мы приобрели первый звуковой компьютер, стали реставрировать беседы старца Софрония и качественно записывать беседы о. Андрея. Так появилась аудиомастерская.

Как-то о. Андрей сказал мне: «Было бы неплохо Вам снимать кино». Когда он повторил это трижды, я поняла, что это благословение.

Вначале я не знала, к кому обратиться. Первый опыт был не очень удачным, потому что у меня не было никаких знаний и надо было руководить творческими людьми, что было очень непросто.

Почему ваша студия названа в честь святого мученика Иоанна Воина?

Так совпало, что наша студия зарождалась в годы, когда монастырю приходилось переживать серьезные испытания. В этих трудностях монастырю помогли молитвы св. Иоанна Воина. Поэтому когда я спросила батюшку о том, какого святого нам выбрать покровителем, то ответ был однозначный –– Иоанна Воина.

Первый фильм видеостудии?

Первый фильм был «Иного пути нет». Его снял Виталий Любецкий. Снимал в свободное от работы время, так как тогда он еще не трудился в нашей мастерской. Фильм был снят на монастырскую камеру. Это был наш первый серьезный опыт работы. Считаю, что фильм получился неплохой.

Потом был фильм про наш монастырь «Путем любви». Снимать его было довольно просто, так как было накоплено достаточно материала.

Как вы учились снимать кино?

Мы поняли, что если хотим этим заниматься серьезно и профессионально, то нам надо хорошо освоить эту профессию, надо многое пройти и многому научиться. Учились мы от людей, которые у нас работали, приглашали профессионалов, сами старались расти, но, в конце концов, некоторые из нас решили закончить режиссерские курсы Белорусской академии искусств. Училось нас трое: я, Виталий Любецкий и Светлана Демченко.

Как появляются идеи для новых фильмов?

Идея –– вопрос очень важный, так как от нее зависит, каким будет фильм. Каждый, кто трудится в мастерской, предлагает какие-то свои идеи. Мы их рассматриваем, и наиболее интересные из них берутся за основу будущего фильма. Затем уже пишется сценарий.

Кто ваша аудитория?

Наши фильмы –– не просто православной тематики, они о нравственных ценностях, которые касаются каждого. Ведь все нравственные ценности европейского мира – христианские. Поэтому, раскрывая любую тему, так или иначе ты соприкоснешься с ценностями, которые являются ценностями для всех. Поэтому если человек живет этими ценностями, ему наш фильм будет интересен.

Когда появилась идея снимать не только документальное, но и художественное кино?

Нам давно хотелось, но не было такой возможности. Сейчас у нас сформировался хороший профессиональный коллектив, и мы решили взять и эту ступеньку. Слава Богу, пока все получается. Съемки идут без каких-либо проблем, и я в этом вижу милость Божию.

Расскажите о художественном фильме, который Вы сейчас снимаете.

Основой этому фильму послужили три притчи разного времени. Первая притча очень древняя, вторая 18 - 19 века и третья –– современная, отца Павла Груздева.

Первая притча принадлежит египетским отцам-пустынникам. В фильме мы переложили ее на современную жизнь. Современность мы выбрали специально, чтобы для первого фильма не усложнять себе задачу, не думать о каких-то спецэффектах, костюмах, декорациях. Литературная форма притчи тоже достаточно проста. Это не какие-то драматические коллизии, это притча, ее легко рассказать. Для первого фильма мы сознательно выбрали простую форму и простое ее выражение, но в этой простоте тоже есть над чем поработать.

Какие актеры снимаются в вашем фильме?

У нас снимаются белорусские артисты театра и кино. Роль старца играет народный артист Беларуси Александр Ткаченок. Он уже не первый раз играет священника, на это у него есть благословение Митрополита. Он очень хороший актер. Роль старца он играет замечательно.

Есть и молодые артисты.

Для съемок в эпизодах мы приглашали подворских братьев, братьев из вагончиков и весь мужской состав видеостудии. Снимался у нас и один из иноков монастыря.

Как фильм будет называться?

Не могу сказать. На данный момент у нас есть только рабочее название.

Когда зрители смогут увидеть ваш фильм?

Думаю, в октябре этого года. Зимой мы планируем сделать вторую серию.

Какой из ваших проектов, на Ваш взгляд, был самым удачным?

Мне больше свойственен критический взгляд. Я постоянно стремлюсь к большему и лучшему. Мне кажется, что наш лучший фильм еще не снят. Конечно, есть хорошие фильмы, например «Лампа не гаснет», «Главная роль». Но сказать, что какой-то фильм очень хорош и по нему можно учиться, я не могу. Такого фильма в нашей видеостудии пока еще нет.

Какие из ваших фильмов отмечены на фестивалях?

Фильм «Братия» получил первую премию на Киевском православном фестивале «Покров». Второй премированный фильм –– это «Главная роль». Он участвовал в фестивале «Артдокфест». Лавровую ветвь он не взял, но зато вошел в десятку лучших фильмов России прошлого года. Была также премьера этого фильма на Днях российского кино в Лондоне. Сейчас лента «Главная роль» вошла в конкурсную программу фестиваля христианских фильмов «Magnificat», который будет проходить с 7 по 11 сентября. Еще один наш фильм «Лампа не гаснет» отправился на фестиваль в Италию.

Какие отзывы вы получаете о ваших фильмах?

Отзывы всегда положительные. Особенно тепло отзывались о нашем фильме на светском фестивале. Это была капля света в темном царстве, потому что фильм действительно о добре, надежде, вере и о настоящей любви. К сожалению, в современном документальном кино есть тенденция показывать в основном негативные стороны жизни. Это приводит к безнадежности.

Кто-то может сказать, что наш фильм –– это фантазия. На самом деле это реальная судьба, реальное чудо. Против факта трудно что-то возразить, тем более что на самом деле таких примеров очень много. Помню, на показе, когда появилась заставка «Студия Иоанна Воина представляет…», а затем икона мученика, реакция была примерно такая: «Ну вот, сейчас начнется проповедь», но потом люди смотрели уже с большим интересом. От этого было очень радостно.

Ваш любимый фильм, любимый режиссер?

Не могу сказать, что у меня есть любимые фильмы. Мне кино нравится постольку-поскольку. Любимое кино — это когда у тебя есть свободное время, и ты с радостью смотришь свой любимый фильм. Если у меня появляется свободное время, то я стараюсь тратить его на что-то другое.

Но могу сказать, что мне нравится.Из русских режиссеров это Андрей Тарковский и все его фильмы, особенно те, которые он снимал в России. Из иностранных режиссеров это классики авторского кино — все великие итальянцы. Наверное, эпоха итальянского классического кино –– это и есть мое самое любимое кино. Еще мне нравится Ингмар Бергман — яркий режиссер, который снимал хорошее авторское кино.

Фильм «Окно в Париж» — эта картина мне очень нравилась, когда я была в миру. Смотрела я ее лет 10 назад. Сейчас я уже другой человек и не знаю, понравится ли мне этот фильм теперь.

Хочу отметить картину «Юрьев день». Я рада, что в России сняли такой фильм.

Нравятся фильмы Михалкова: «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров». Я смотрю их с таким же удовольствием, как и «Солярис» Тарковского.

С какими трудностями на послушании вам приходится сталкиваться?

Основная моя трудность — это моя неумелость. Если бы я была более компетентным, более умным человеком и если бы у меня был не такой сложный характер, то все было бы замечательно.

Ваша самая большая радость, которую Вы пережили на этом послушании?

Наверное, моя самая большая радость еще впереди.

Как сочетается ваша монашеская жизнь с таким послушанием?

Вначале у меня был внутренний протест, я считала это мирским занятием. Я не могла понять, что это действительно мое послушание и что я должна выполнять его серьезно, что этого от меня хочет Бог. Но со временем, с Божией помощью, я успокоилась. Я приняла это послушание и сейчас выполняю его совершенно спокойно, с мирным сердцем. Я знаю, что это Божие благословение.

Мое послушание такое же, как и все остальные. Единственное, что его отличает от других, это присутствие элемента творчества, в нем нет рутины. На самом деле, любую работу делает Господь, а ты просто трудник на том месте, куда тебя поставил Бог. Нужно ответственно подходить к каждому делу, к каждой задаче. Здесь совершенно другой дух. Работа в миру сопряжена с амбициями, с тщеславием, с самоутверждением, с какой-то человеческой борьбой. Особенно это характерно для творческих структур. Здесь этого нет. Господь за послушание дает свободу от всего этого. И поскольку у нас работают люди верующие, то климат в мастерской замечательный, трудиться в такой атмосфере легко.

Сайт Свято-Елисаветинского монастыря

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым