На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Публицистика

Алёна Соколовская

Церковь в Америке – островок России
Интервью с настоятелем собора иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" города Сан-Франциско протоиереем Петром Перекрестовым (РПЦЗ)

Не совсем обычный американский священник недавно посетил Беларусь. Протоиерей Сан-Франциского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Петр Перекрестов первым составил специальный чин для страдающих пьянством и наркоманией и стал инициатором записи диска с молебном для таких больных. В нашу страну он доставил частицу мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского чудотворца, которые находятся нетленными в его церкви. Во время пребывания батюшки в Беларуси корреспонденту «ЗД» удалось встретиться и побеседовать с ним.

- Отец Петр, как вы стали священником?

- Я вырос в православной семье. С детства прислуживал в храме, ходил в приходскую школу. Для меня церковь была островком России, которую я никогда не видел, но о которой так много слышал от мамы и других русских эмигрантов. После окончания приходской школы я поступил в университет. После первого курса поехал в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Вместо ожидаемого унылого места, где монахи ходят словно тени и боятся глаза поднять, познакомился с другой жизнью: кипящей, радостной, интересной. Пребывание в обители повлияло на меня. Возвратившись домой, перестал смотреть телевизор, начал слушать духовные песнопения. Увидев такие перемены, мама испугалась, что пойду в монахи. Я ее несколько успокоил, объявив о желании для начала стать семинаристом. Мне не столько хотелось быть священником, сколько мечтал жить при монастыре. И только к концу обучения в семинарии начал готовиться к священству. В особенности на мое окончательное решение повлияла беседа с одним архиереем. Он сказал, что, когда на корабле случается пожар, то не только пожарные, но пассажиры должны принять участие в его тушении. Подобно судну горит сейчас наша Церковь. Священников мало, а те, что есть в большинстве своем пожилые. Поэтому, если уж ты учишься в семинарии, то путь твой определен.

- За годы священства ваша вера изменилась?

- Моя вера может меняться каждый день. Порой ее очень мало во мне, но бывают моменты, когда она сильно проявляется. А вообще не очень полезно делать такие сравнения. Ко мне часто приходят люди на исповедь и говорят, мол, не можем молиться как раньше самозабвенно. Они не учитывают изменения, которые с годами произошли с ними и в их жизни. Ведь если в начале пути Господь дает пищу даром, то потом ее нужно зарабатывать. Сначала нас обеспечивают родители. Мы вырастаем и уже должны помогать своих детям, тем же родителям. Поэтому в молодости есть возможность молитве уделять больше времени. В более зрелом возрасте это компенсируется заботой и вниманием к ближним.

- Самые чудесные моменты в вашей жизни?

- Супружество, священство, рождение детей (у меня сын и дочь). И, конечно же, открытие мощей святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Франциского чудотворца.

- Вы составили книгу об этом святом. Расскажите, о ней подробнее?

- Да, называется она «Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья». Книга, наверное, в какой-то мере — апология моего пребывания в Сан-Франциско. Фотографии и материалы для нее собирал примерно двадцать пять лет. Между тем, это последнее издание, которое незадолго до своей кончины благословил составить Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей. И это первая книга, выпущенная после восстановления русского церковного единства. Она была издана Сретенским монастырем. Книга состоит из пяти частей и приложения. В основу первого раздела легла новая и самая обширная биография святителя Иоанна. Составлена она на французском языке женевцем Бернардом Ле Каро. Перевод биографии на русский сделан матушкой Иулианией Рахновской из Москвы. Во вторую и третью части входят слова, проповеди, статьи и указы владыки Иоанна. Причем здесь некоторые материалы публикуются впервые. В четвертую — вошли воспоминания о святителе. Пятую часть составляют свидетельства о молитвенной помощи чудотворца. Мне кажется, что книга должна вызвать интерес у православных вашей страны. Ведь здесь немногие знают об этом святом.

- Благодаря вам в Беларуси появилась частичка мощей владыки Иоанна. Где она находится?

- В Минском Свято-Елисаветинском женском монастыре. Там ее поместили в икону святителя Иоанна, которая уже имеется в обители. В будущем этот образ с частичкой мощей планируется перенести в новую церковь. Она будет построена недалеко от монастыря и Республиканской клинической психиатрической больницы. Приятно, что храм назовут в честь святителя Русского Зарубежья.

- Поговорим еще о дисках православных песнопений, инициатором записи которых вы стали?

- Затея была такая, чтобы выпустить диски с произведениями композиторов, которые родились в Российской империи, но жили и творили на западе. Я начал искать в Беларуси, России, Украине хоры, желающие поучаствовать в этом проекте. И два первых диска были записаны в Минске хорами Свято-Петро-Павловского собора под управлением Ирины Денисовой и прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под управлением Ольги Янум. Конечно, я не мог и подумать, что после этого появятся и другие диски из этой серии. Сейчас их уже семь и к выходу готовится восьмая запись.

- Еще один ваш проект – это диск с молебном для больных пьянством и наркоманией. Расскажите о нем?

- Стоит начать не с этого. Я обнаружил, что в Православной Церкви нет специального чина, который мог бы совершаться для избавления от пьянства и наркомании. Службы не умею писать, опыта нет, да и плохо знаю церковнославянский язык. Но я начал собирать тексты. Взял отрывки из молебнов о больных, бесноватых, находящихся в тюрьме. Из них с Божией помощью собрал этот чин, который в последующем и был переведен на церковнославянский. Только потом я обратился в Свято-Елисаветинский монастырь с предложением подготовить диск с молебном и акафистом, который читается перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». С хором обители под управлением Ирины Денисовой проект и был реализован. Надеюсь, что как для больных, так и для их родственников молебен и акафист послужит утешением и помощью в молитве.

- Легко ли быть батюшкой в Америке?

- Не думаю. В храмы людей приходит немного, поэтому приходы не в состоянии полностью содержать священников. В лучшем случае ему предлагается жилье, и выплачиваются гонорары. Поэтому у нас большинство батюшек работают еще вне Церкви. В течение дня трудятся они в светских учреждениях, вечером или в праздник обслуживают приход. Это непросто сочетать. Вот у нас в епархии один священник работал в банке. К нему подошел клиент и в это же время позвонили на мобильный: просили приехать в больницу к умирающему. Посетитель, не вникая в ситуацию, обругал батюшку. В тот момент священник понял, что больше не может вести двойную жизнь, и уволился с банка. Устроился в епархию, которая смогла его полностью содержать.

- Наверное, трудно поверить в Бога в стране, где немногие знают, что такое нужда?

- Несомненно. Если у американца есть работа, страховка, пенсионный фонд – он чувствует себя защищенным и обеспеченным. Зачем ему Бог? Только там, где страдание, нужда есть место вере. В США создать даже искусственно такие условия трудно. Поэтому редки случаи, когда коренные американцы становятся прихожанами наших храмов. Но если уж такое случается, то они своим примером показывают, как должны вести себя настоящие христиане. В особенности это касается терпимости и смирения на богослужениях, которые длятся по нескольку часов и на церковнославянском языке. Многие православные американцы также жертвуют десятую часть своих доходов на нужды церкви.

- Расскажите, о приходской жизни православных в Америке?

- У нас своя динамика церковной жизни. В храмы верующие приходят всегда хорошо и нарядно одетыми. Человек может быть церковным и в тоже время ему не обязательно выглядеть как монаху скромно. Еще одна особенность, люди приходят в церковь семьями и стоят на богослужении от начала до конца. Нет такого - человек поставил свечку и ушел. После литургии прихожане и духовенство собираются вместе за общим столом. Едят и общаются. Пока взрослые разговаривают, дети рядом играют.

Здоровая Газета, 2008 год

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым