На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

arts.txt / 0
0 / 0
0 / 0

Татьяна Гурьянова

Путь к Господу через искусство
Уже много недель на доске объявлений в кафедральном соборе Минска висит объявление: «Свято-духов кафедральный собор объявляет набор православных певчих в повседневный хор. По вопросам набора обращайтесь к регенту хора».


Мне каждый раз не по себе, когда я читаю подобные объявления… «Храму требуется церковница, требуются певчие,…». С точки зрения духовного блага, которое дает послушание при храме, на такие места должна стоять очередь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Нет паче послушания, как послушание Церкви! Если только тряпочкой протрешь пол в дому Господнем, — превыше всякого другого дела поставится у Бога!» И единственное, что может остановить человека от работы в храме, это только осознание своего недостоинства и немощи: «И все, что ни творите в ней [церкви] и как входите и исходите, — все должно творить со страхом и трепетом и никогда не престающей молитвою», — говорил святой старец.

Отец Николай Гурьянов считал, что быть дворником при храме гораздо лучше, чем работать на какой-либо мирской работе. Но будучи, например, профессором консерватории сразу идти в дворники при церкви очень тяжело, а вот помогать, например, подпевая в церковном хоре не зазорно, а наоборот, — спасительно и для кого-то может стать серьезной ступенью духовного роста.

Многие из нас смотрели фильм «Инокиня». Жизненный путь монахини Иулиании впечатляет. И впечатляет не только зрителей, но и ее коллег — преподавателей школы-лицея при Академии музыки: многие из них поют в церковном хоре.

«Путь к Господу через искусство — окольный путь... Искусство, затрагивая отдельные стороны души, не обновляет человека… «Слово Божие властно перерождает нас, пересоздает заново силою присущей ему благодати, ибо «оно есть дух и жизнь», оно властно берет человеческую душу и ударяет по всем ее струнам...», — писал Варсонофий Оптинский.

Искусство позволяет творить, знакомство с лучшими классическими образцами музыки и литературы облагораживает душу, но нельзя переоценивать значение искусства для духовного роста человека. «Серьезная музыка, храня в себе память рая, не позволяет человеку оскотиниться. Инстинктивно прочитывая эту тайную философию души, это светлящее и умягчающее действие светской музыки, родители и по сей день отдают детей учиться музыке, меценаты всех веков и государство поддерживали ее», — открывая действительно положительную сторону воздействия музыки, пишет в своей книге «Внемлите ангельскому пению» профессор Московской консерватории, доктор искусствоведения, музыковед Вячеслав Медушевский. Но в этой же книге автор подчеркивает, что «…Если причиной ангельского пения является преизбыток благодати, то причина возникновения музыки коренится в утрате благодати».

«Ада родила Иавана… Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирелях» (Быт.4,20-21). Иувал был родоначальником музыки, которая предназначалась для того, чтобы подменить собою ангельское пение, которым человек наслаждался в раю, — пишет в своей книге «Летопись начала» убиенный священник Даниил Сысоев.

Литургию называют небом на земле. На Литургии незримо присутствует Господь. Херувимская песнь призывает верующих отложить всякую земную мысль и заботу. Чтобы мы все, как Херувимы, окружающие престол Божий, воспевая хвалу Пресвятой Троице, обратились сердцем и душой к Господу.

Жизнь святых, особенно на заключительном этапе, становилась похожей на херувимскую песнь. Святая преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна пела Херувимскую, умирая от ран в шахте рудника. Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Святая готовилась соединиться со Христом и сделаться с Ним одно тело и один дух. Навечно: «… давайте очистим наш ум от всякой заботы и хлопот этого мира, ибо предстоит принять нам в нашу душу и причаститься Царя всего сущего».

После смерти душа будет либо с Господом либо вдали от него. Церковное пение (как слушание, так и исполнение), безусловно, сближает душу с Господом.

Литература • Вячеслав Медушевский. Внемлите ангельскому пению. • Даниил Сысоев. Летопись начала. • Галатия Григориаду–Сурели. Завтра Воскресенье! Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008.

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым