На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Искусства / Публикации

ЛАРИСА ГУСТОВА
кандидат искусствоведения
доцент
Густова, Л. Особенности воплощения национальной
литургической символики в современном храме / Л.А. Густова //
Пытанні мастацтвазнаўства, этнологіі і фольклорыстыкі. Вып. 9.
/ І-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя К.Крапівы НАН Беларусі;
навук. рэд. А.І.Лакотка. – Мінск: Права і экамоніка, 2010. – С. 31 – 36.

Особенности воплощения национальной литургической символики в современном храме
В статье поднимаются актуальные вопросы современной художественной культуры, связанные с национальными сакральными символами. Автор, используя новейшие фактологические данные, на основе анализа синтеза искусств современного храма, анализирует сакральную символику и национально-ценностные критерии искусства православной традиции.
In clause the pressing questions of modern art culture connected with national sacral symbols rise. The author, using the newest of fakts data, on the basis of the analysis of synthesis of arts of a modern temple, analyzes sacral symbolics and national-valuable criteria of art of orthodox tradition.


Создаваемые произведения сакрального искусства православной традиции пополняют сокровищницу национальной культуры. И в первую очередь – это вновь построенные храмы. Образцы церковного искусства создаются по каноническому образцу. Принимая во внимание значение национального элемента в современной культуре, мы ставим вопрос: является ли современный православный храм символом современной национальной духовной культуры?,  Какова роль духовной символики в формировании национальной культуры? Таким образом, целью нашего исследования является определение критериев  «национального» в современном православном искусстве, насыщенном христианской символикой.
Памятники церковного искусства XI–XVII вв. характеризуют искусство современного им времени в целом,  что обуславливается религиозным характером древней культуры. Белорусские древнецерковные памятники описаны в работах Г.А.Лаврецкого [9], Т.В.Габрусь [5], Н.Ф.Высоцкой [4], Н.С.Серегиной [15], Л.В.Левшун [10], В.Шматова, М.Мельникова, Э.Ветер, А.Ярошевич, Ю.Пискуна, В.Карелина [7] и др.; характеристику национальным духовным музыкально-певческим традициям дала Л.А.Густова [6]. Проблемам литургической символики посвящено большое количество исследований. Это, пожалуй, самая популярная тема в кругу тех исследователей, которые изучают церковное искусство. Некоторые из поднимаемых нами вопросов находили косвенное освящение в работах Г.К. Вагнера, который на основе анализа функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры осуществил исследования символики древнерусской архитектуры [2;3]. О.Е.Этингоф, изучая константинопольскую иконографию, раскрывает литургическую символику отдельных иконографических типов Богоматери [18], П.Муратов, В. и Д. Лихачевы, С.Аверинцев, И.Кочетков, О.Стародубцев, П.Флоренский [13; 12; 8; 16; 17], изучая древнерусское и современное церковное искусство православной традиции, так или иначе касались вопросов воплощения и восприятия литургической и духовной символики. Исследования церковного искусства ХХ-ХХI вв. имеют, в основном, описательный характер [16], что объясняется обилием новых фактологических данных, обусловленных интенсивным строительством храмов и их оформлением. Мы предлагаем анализ оформления белорусского современного православного храма, который, неся в себе полноту христианской символики, становится примером воплощения национальной духовной символики.

Минуло в лету то время, когда белорусские города насильственно теряли свой сакральный облик. В последнее 20-тилетие ХХ и в начале ХХI веков белорусская городская архитектура насыщается вновь построенными сакральными сооружениями (храмами), которые вносят в облик городов новое эмоциональное содержание.
Построенное здание, даже с соблюдением всех архитектурных канонов – еще не храм. В православном храме должен быть оборудован алтарь, который отделяется от общего помещения иконостасом. Стены церковного помещения по возможности расписываются. В зависимости от техники исполнения, росписи называются или фреской, или живописью.
Но храмом в полном смысле слова такое здание становится только тогда, когда оно освящено и в нем совершается богослужение. В совершении богослужения должны участвовать священнослужители, совершающие в определенной последовательности сакральные молитвы и действия, хор, исполняющий богослужебные песнопения в том  или ином богослужебно-музыкальном стиле. Подчеркнем, что музыка в богослужении выполняет утилитарную, а не  эстетическую функцию1, и управляется текстом, который и озвучивает. Текст богослужения представляет собой изложение в поэтической форме  Священного Писания и эмпирического опыта тех людей, которые прожили свою жизнь в соответствии с Евангелием, достигнув духовного и нравственного совершенства.
Во время службы верующие слышат не только звуки голоса, насыщенные музыкальным элементом, но и воспринимают ритм богослужения. Сакральная ритмика состоит из темпоритма передвижения священнослужителей по храму, движения их рук (в крестном знамении и воздеянии), каждения, при котором звенят укрепленные на кадило колокольчики, движения тела и рук молящихся (в крестном знамении и поклонах). Богослужение сопровождается также определенной светографией.  
Синтез искусств (архитектура, иконопись, поэзия, музыка) и своего рода «сценографии» и светографии, используемые в оформлении богослужения православного храма, выполняет этико-эстетическую функцию,  и служит духовному преображению человека, его мыслей и чувств, что отвечает установкам (учению) Священного Писания  [1, 2 Тим.3:17].
Синтез богослужебных искусств представляет иконообраз2   Христа,  образ Царствия Божиего и воплощается в православном храме посредством системы символов. И даже в том случае, когда богослужебный синтез не выражен со всей полнотой и равнозначностью (например, визуальный ряд «перекрывает» аудиальный, или эти ряды стилистически неоднородны и проч.), – и тогда христианская символика узнаваема, распознаваема и воспринимаема.
В качестве примера рассмотрим комплекс «Дом милосердия» Всесвятского прихода  г.Минска3. Центр этого комплекса – домашняя церковь, которая освящена в честь имя святого Иова Многострадального. Имя ветхозаветного Иова напоминает о подвиге любви к Богу, доверия Ему и смирения перед Его волей.  Святой Иов, живший еще в Ветхозаветное время, почитается Православной церковью именно за этот подвиг – любви и смирения. В образе праведного Иова  Многострадального таинственно прообразуется4 образ самого Христа, а  указанный храм создает Его символический образ.
Храм праведного Иова Многострадального является составной частью архитектурного ансамбля связанных воедино храма, реабилитационного центра, гостиницы и школьных классов (архитекторы – настоятель Всехсвятского прихода протоиерей Феодор Повный и заслуженный архитектор Беларуси Лев Погорелов). Основой формирования архитектурного ансамбля Дома милосердия стало очертание Креста святой Евфросинии Полоцкой – национального символа Беларуси. План комплекса представляет собой четкую форму шестиконечного креста, который хорошо просматривается с высоты птичьего полета.
Перед входом в храм находится Зимний сад,  который соединяет собой церковь и основное помещение Дома милосердия. Здесь молится большинство прихожан. Прозрачный Зимний сад5, как и всякий православный дом Божий, отражает весь космос, воссоздает космический порядок. Мозаичный пол символизирует землю. Пирамидальный купол – небо. Единство неба и земли символизируют колонны. Интересно, что купол покрывает не собственно храм. Однако, наполняемая Зимний сад символика, придает этому помещению вполне сакральные черты.
Выразительная фреска над входом в храм праведного Иова Многострадального, изображающая Нерукотворный образ Христа-Спасителя, Которому предстоят в молитвенной позе справа и слева Божия Матерь, Иоанн Креститель и сонм святых, – венчает «космос» Зимнего сада. Христос – предвечный Бог-Слово, Логос, царствует в этом космосе-Вселенной, Им созданной (1, Ин. 1: 1–3). Ощущение присутствия изображенного на фреске Христа объективно, оно возникает от того, что центрированные зрачки глаз образа Бога-Сына «находят» Вас в любой точке Зимнего сада.  Этот же образ выполнен мозаикой на наружной стене единственной полукруглой апсиды. 
Искристая прозрачность стен и купола Зимнего сада, наполненность его солнечным светом, иллюстрируют следующие стихи Евангелия от Иоанна: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (1, Ин. 1: 4).
В Зимнем саду  присутствует еще один символ, обязательный в каждом православном храме, который передает догмат христианства об искуплении человечества посредством  крестных мук и смерть Бога-Сына, как акт любви Бога-Отца к людям. Это – «Голгофа», так называется большое распятие с двумя фигурами около Креста – Богородицы и Иоанна Богослова (дипломный проект выпускника БГАИ Андрея Игнатушко, ныне священника и настоятеля Климовичского храма).  «Голгофа», которая расположена в Зимнем саду Дома милосердия, вырезана из дерева. При помощи цветового контраста, созданного различной техникой обработки материала, художник создает образ распятого страдающего Человека, символически воплощая учение Церкви об  унижении Христа-Бога в страданиях Христа-человека.
Таким образом, помещение Зимнего сада содержит в себе символику земной истории человечества: тварная Вселенная и грехопадение, представленное через символ искупительных страданий Спасителя. Или шире – символ земной жизни, наполненной Богоприсутствием.
Собственно храм св.Иова Многострадального – совсем небольшой, прямоугольной формы, он символизирует вселенскую Церковь – «корабль» в безбрежном житейском море [16, 51-52].
Символами наполнена и белая фаянсовая внутренняя алтарная стена (иконостас), которая разделяет алтарь и молитвенный зал (автор – Дятлова Александра Евгеньевна). Иконостас состоит из немного выпуклых квадратных плиток, на каждой из которых расположен какой-либо символический знак. Это – либо крест (шести- и четырехконечный6), либо те буквы греческого алфавита, которые применяются и в славянском сакральной языке. Те и другие знаки символизируют единство и преемственность греческой и белорусской христианской культурной традиции.
На алтарной стене присутствуют и другие характерные символы:  евангелистов, которые обозначены традиционными знаками телец (Лука), Орел (Иоанн), лев (Марк) и пастырь (Матфей); голова ангела (на Южных вратах), рыба (над Южными и северными дверями). Это – традиционные символы, которые употреблялись в качестве тайнописи еще древними христианами.
Присутствует здесь и традиционный растительный орнамент, основу которого составляет мотив виноградной лозы, множественно повторенный. Виноградная лоза, также как и знак рыбы, символизирует Главу христианской Церкви - Иисуса Христа.
Уникальный в своем роде трехчинный иконостас  изготовлен на Минском фарфоровом заводе. Третий чин составляют крупные иконы Спасителя, Богоматери (тип Одигитрия7), св.Пантилеймона-целителя и св.Иова Многостдального.  Во втором чине иконостаса – иконы двунадесятых праздников. Интересно композиционное решение первого, пророческого чина иконостаса храма св.Иова Многострадального.
В классическом иконостасе пророческий чин венчает образ Богоматери «Знамение». Однако в иконостасе храма Иова Многострадального в центре пророческого ряда находится только крупный аркообразный фаянсовый оклад. У тех, кто, поднимая глаза горе вглядывается в образы, изображенные на иконах иконостаса, создается впечатление, что оклад обрамляет изображенный в центре внешней абсидной стены образ Богоматери типа Оранта8 . Несмотря на то, что этот образ имеет вполне каноническое изображение, общий серо-голубой дымчатый тон фрески и ее вполне реальный фаянсовый оклад, «оживляют», делают вполне реалистическими очертания лика Богородицы, Ее фигуры. Она будто движется к Вам, потягивая руки с состраданием и любовью.
Эта фреска имеет символический подтекст. Вспомним, что с обратной, внешней стороны абсиды изображен образ Спаса Нерукотворного. Если совместить эти две фигуры (на внешней и внутренней сторонах абсиды), то получится неслиянный и нераздельный образ Матери и Ее Сына. Таким образом эти два изображения символически воплощают догмат Церкви о непреложном молитвенном предстательстве Богородицы перед Богом за всех христиан. Этот догмат отражен и в богослужебных песнопениях, посвященных Божией Матери. Например, под сводами храма св. Иова Многострадального часто звучит концерт П.Чеснокова «В молитвах неусыпающую Богородицу». 
В настоящее время икона "Замение" заняла свое законное место в иконостасе храма Иова Многострадального.
Стены и сводчатый потолок храма расписаны фресками. Композиция росписи представляет собой символ небесной иерархии. В центре  купольного потолка – Христос. Вокруг Него, на стенах – четыре Евангелиста. На западной стене, над хорами, располагается изображение образа Покрова Пресвятой Богородицы и св.Романа Сладкопевца – небесного покровителя церковных певцов. Общий тон росписи – сочетание холодных голубого и серого – нематериальный, создающий настроение созерцания, покоя. Неяркие, эти тона необычайно активны в духовном плане, символизируя веру, смирение, отрешение от мира.
Итак, пример оформления храма в честь св. Иова Многострадального являет собой образец воплощения на высоком художественном уровне традиционной христианской символики в современном белорусском православном храме. Примечательно, что традиционная христианская символика получает здесь  национальное звучание. Национальный колорит воплощается в использовании традиционных белорусских символов (Крест пр.Евфросинии Полоцкой, образы  Минской и Жировицкой Божией Матери).   
В храме св.Иова Многострадального используется и новая белорусская христианская символика. Это – образы недавно канонизированных новомученников Минской епархии, которые прославленных в сонме белорусских святых совсем недавно за подвиг исповедничества православной веры в ХХ веке. Образы новомученников располагаются на стенах помещения для молящихся церкви  св.Иова Многострадального.
Отметим, что образы новомученников, а также групповые изображения  образов белорусских святителей, мучеников, преподобных и праведных XII–XV вв. – справа от алтаря, и XVII–XVIII вв. – слева от алтаря (фронтальные фигуры в полный рост), символически отражают историю Белорусской Православной Церкви.
В стенных росписях домовой церкви Дома милосердия Всехсвятского прихода  (над группами святых) изображен упомянутый в летописях православный храм, в котором находился обретенный в начале XVI в. чудотворный образ Минской Божией Матери. Образ представлен здесь же. На противоположной стене изображены последняя взорванная в Минске (в начале 1970-х гг.)  церковь Казанской иконы Божией Матери и образ этой иконы. Следовательно, в данной росписи символически изображены и церковно-исторические события, отражающие историю Православия в г. Минске.
Итак, в заключение мы констатируем, что критерием «национального» в современной художественной культуре становится  историческая достоверность образов наших святых соотечественников, предстоящих перед  Богом, а также символы личного спасения (крест, икона). Современный православный храм,  насыщенный  христианской и национальной духовной символикой, в свою очередь, становится символом современной национальной духовной культуры.  

Литература

  1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета; В русском переводе с приложениями. Изд. 4 / Библия. – Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. – 2535 с.; прилож.
  2. Вагнер Г.К. Искусство мыслить в камне: (опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры) /Ин-т археологии. – М.: Наука, 1990, II полугодие – 256 с.
  3. Вагнер Г. Канон и стиль в древнерусском искусстве. – М.:Искусство,1987. – 288 с.
  4. Высоцкая Н. Iканапiс Беларусi XV-XVIII стст.:Альбом. – 6-ае выданне; Мiнск.: "Беларусь", 2001. – 232 с.
  5. Габрусь Т.В. Зруйнаваныя святыні: храмы. В кн.: Страчаная спадчына. Менск, 1998.
  6. Густова Л. Музыкально-певческая культура Православной церкви Беларуси.– Мн.:Бестпринт. 2006. – 169 с.
  7. Іканапіс Заходняга Палесся XVI – XIX стст./ В.Ф.Шматаў [і інш.]; навук.рэд. В.Ф.Шматаў; НАН Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору ім. К.Крапівы. – 2-е выд. – Мн.:бел.навука, 2005. – 351 с.:илл.
  8. Кочетков И. Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. – М. "Индрик",2003.– 816с.
  9. Лаврецкий Г. Каложская церковь в г.Гродно. Мера красоты // Архитектура и строительство Беларуси. – № 8.–  2007 г. – С. 50 – 55.
  10. Левшун Л. История восточнославянского книжного слова XI-XVIIIеков.– Минск: Экономпресс, 2001. – 352 с.
  11. Лепахин В. Значение и предназначение иконы.– М., "Паломникъ" 2003.– 512 с.
  12. Лихачева В., Лихачев Д. Художественное наследие Древней Руси и современность.– Л.,Наука,1971.– 146с.:илл.
  13. Муратов П. Древнерусская живопись. История, открытия, исследования /Сост., предисл. А.М.Хитрова.– М.: Айрис-пресс, Лагуна-Арт, 2005.– 432 с.:илл.
  14. Нячаева Г., Лявонцьева С., Шкляраў Ф. Веткаўскi музей народнай творчасцi. - 3-яе выд.,-Мiнск:"Беларусь", 2001– 120с.
  15. Серегина Н.С. Стихиры Евфронисии Полоцкой // Песнопения русским святым: по материалам рукописной певческой книги XI-XIX вв. «Стихирирь месячный» / Наталия Семеновна Серегина. // Росс ин-т истории ис-в.-СПб., 1994.– 470 с.
  16. Стародубцев О. Русское церковное искусство Х – ХХ веков.–М.:Лепта Книга, Изд-во Сретенского монастыря, 2007.– 728с.:илл.
  17. Флоренский П. История и философия искусства:статья и исследования по истории и философии искусства и архиологии. – М.:Мысль, 2000. – 448 с.
  18. Этингоф О. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII вв.– М.:»Прогресс-Традиция», 2000.–312 с.

1 Указанные требования к музыкальному элементу богослужения являются каноническими. В настоящее время эстетический элемент в музыкально-стилевом оформлении богослужения играет, зачастую, ведущую роль. 

2 Термин Валерия Лепахина [11] .

3 Минский Всехсвятский приход имеет три храма: храм в честь святого Иова Многострадального, Троицкий храм и строящийся храм, который будет освящен в честь Всех святых в Отечестве нашем невинно убиенных.

4 Предвосхищается.

5 В Зимнем саду Дома милосердия купол и стены стеклянные.

6 Крест четырехконечный характерен для византийской традиции. Шестиконечный крест характерен для белорусской традиции.

7 Одигитрия (греч. — путеводительница) — один из самых распространенных типов изображения Богоматери с младенцем. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя).

8 Оранта (лат. — молящаяся) — один из типов изображения Богоматери, представляющий Богоматерь без Младенца, в рост, с поднятыми и раскинутыми в стороны руками ладонями наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. 

В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым