На главную страницу На главную страницу  
На главную страницу На главную страницу
На главную страницу На главную страницу   На главную страницу
На главную страницу   На главную страницу
Богослужебный раздел
Социальная работа
Просвещение
Теология
Искусства
События
Международные связи
Братства
Епархиальные организации
Иные организации

Искусства / Публикации

Лариса Густова, кандидат искусствоведения, доцент,
автор и руководитель проекта
«Международный фестиваль православных песнопений»
Густова, Л.А. Здравей, България: [Текст на болгарском языке] //
Музикалны хоризонти: Издание Союза болгарских музыкальных
и танцевальных деятелей / Музикална наука / Перевод Ю.
Куюмджиев / Л. Густова. – 2010 г., № 6. – С. 17.

Здравствуй, Болгария!
Говорят, что Болгария – страна на все времена. Мы в Беларуси знаем о ласковом море, теплом солнце и золотом песке Болгарии. Знаем и о древней истории, и о гостеприимном болгарском народе. Познать Болгарию – прекрасную древнюю страну – можно, услышав болгарскую музыку.

23 мая 2010 года в Белорусской государственной филармонии состоялся концерт выдающегося болгарского дирижера народного артиста Болгарии Драгомира Ненова. Маэстро дирижировал концертным хором Белорусской государственной академии музыки (художественный руководитель и дирижер хора – лауреат международных конкурсов Инесса Бодяко, хормейстер Алексей Раповец).

Это был концерт из цикла «Хоровые страницы ХХ века». Болгарская страница была представлена произведениями Д. Христова, А. Морфова, Г. Дмитрова, П. Хаджиева, М. Големинова, Д. Петкова, Л. Пипкова, Х. Манолова, К. Кюркчийски, Т. Попова, Д. Ненова, С. Мутафичиева. Дирижер построил программу так, чтобы слушатель получил как можно более полное впечатление о вокально-хоровой музыке Болгарии. Прозвучали и церковные песнопения на славянском языке, и обработки народных песен, и оригинальные произведения на народные и поэтические тексты.

Зал настороженно-доброжелательно ждал первого аккорда. Это напряженное ожидание было оправдано тем, что многие из тех, кто сидел в зале, хорошо знали главного героя предстоящего концерта – Драгомира Нэнова. Маэстро уже более десяти лет посещает Беларусь, участвуя в различных мероприятиях: конкурсах (в качестве члена жюри), мастер-классах . В Беларуси хорошо знают книгу г-на Ненова «Один дирижер об опере». И вот – долгожданная встреча с Маэстро на сольном концерте.

Вначале была работа с хором – напряженная, трудная. Студенческий хор весной всегда «лихорадит», потому что приближаются выпускные экзамены, шлифуется выпускная программа, студенты стремятся как можно чаще «стоять» у хора, самостоятельно репетируя произведения, которые затем представят на выпускном (государственном) экзамене.

И вот это сложное и нервное время скрасила радость. Оттого что работать с Драгомиром Неновым, петь «под» его рукой – действительно большая радость для профессионала. Как преображался звук, когда Маэстро дирижировал! Репетиционный зал вдруг наполнялся ароматами цветущих садов и виноградников, голосами поющих птиц…

Маэстро десять дней занимался с хором. Для белорусских певцов болгарская музыка очень сложна: кроме специфических изощренных ритмических рисунков, изменчивого метра, многие мелодии насыщены прихотливой мелизматикой и требуют особого звукоизвлечения. А еще новый для певцов язык, который нужно не просто освоить, но и прочувствовать: нельзя отступать от традиции глубинного проникновения поющего в смысл текста. Требуется не просто понять текст, но и передать настроение героев той или иной песни. А темперамент, эмоциональность болгарских персонажей песен для спокойных, толерантных белорусов – тоже экзотика, которую необходимо понять и усвоить.

Кроме хоровых репетиций, г-н Ненов провел несколько мастер-классов с молодыми дирижерами и певцами-солистами. Благодарные белорусские студенты трепетно внимали каждому произнесенному слову Маэстро. Драгомир Ненов отличается нестандартностью, парадоксальностью мышления, поэтому знания, которыми он щедро делился с белорусскими студентами, носили эвристический характер.

География миссионерской деятельности г-н Ненова в Беларуси расширилась. Занятия и мастер-классы состоялись не только в Минске, но и в Гродненском музыкальном колледже. Студенты под руководством лауреата международных конкурсов, заведующей хорового отделения колледжа Л.Н. Иконниковой разучили несколько хоровых произведений Маэстро.

Знакомство минской публики с болгарской музыкой началось с лекции «Периодизация и характеристика болгарской музыкальной культуры ХХ в.», которую Маэстро прочитал на русском языке.

И вот наступил долгожданный субботний вечер концерта. Ожидаемая слушателями встреча с Болгарией стала реальностью. Духовные и фольклорные образы болгарской музыки рождали ощущение диалога с прошлым, а напряженные музыкальные высказывания держали «на волне» настоящего.

Перед каждым произведением ведущими уточнялось его содержание, поэтому виртуальное пространство смыслов становилось реальным.

Маэстро выбрал сочинения композиторов практически одного поколения. Различные по содержанию сочинения с затейливым переплетением звуковых образов, организовали некое многосоставное целое.

Болгарская музыка чрезвычайно экспрессивна. В разнохарактерных произведениях переданы все экспрессии человеческих чувств. Разнообразие ритмических структур, их оригинальность стали способом внутренней динамизации музыкального процесса.

Публика слушала болгарскую музыку с большим вниманием. Ритмическая и гармоническая свежесть, импровизационная непринужденность, виртуозная трактовка, резонансная звучность хора радовали и услаждали слух. Аплодисменты и возгласы «браво!» становились все громче и, в конце концов, тоже слились в своеобразный «хор».

Маэстро Драгомир Ненов выполнил в Беларуси труднейшую миссию репрезентации новых для белорусской публики произведений. К большому сожалению, после премьеры музыкальные произведения могут не звучать. Однако в Минске этого не произошло. Большинство сочинений болгарских композиторов, разучиванию которых молодые музыканты отдали много сил и времени, прозвучали на государственном экзамене хорового отделения и останутся в репертуаре студенческого хора.

Музыкант интровертного характера, Драгомир Ненов чувствует внутреннюю жизнь музыки, создает органическое звуковое пространство. Дирижер слышит внутреннее напряжение звука, его интерпретации впечатляют особой «процессуальностью», что позволяет партитуре быть связной и логичной. В его трактовке произведений присутствует строгость мысли и сбалансированность формы.

Природные свойства художественного темперамента маэстро Ненова, его высокая творческая энергия находит выход в специфической мануальной технике. Дирижерскую волю диктуют не только руки, но и глаза, которые обладают гипнотической силой воздействия, передавая нужную динамику. Духовная экзальтация Маэстро магически действует и на певцов, и на публику. Все присутствующие переживают полную душевную отдачу.

Каждый большой художник несет миру свет, дарит художественное прозрение. Его деятельность открывает непознанное, а хорошо известное освящает по-новому. Бескомпромиссный художник Драгомир Ненов, которого в Беларуси называют подвижником, дает возможность воспринимающим его искусство, почувствовать себя изнутри преображенными.

Следующее выступление маэстро Драгомира Ненова мы ожидаем 4 декабря 2010 года. С хором и симфоническим оркестром Национальной Телерадиокомпании состоится белорусская премьера оратории Л. Бетховена «Христос на масличной горе».




В начало страницы На главную страницу Написать разработчикам: Ольге Черняк, Матвею Родову

хостинг безвозмездно предоставлен Леонидом Муравьевым